...
x
Педиатрия

Закаливание детей водой: основные методы и правила

Говоря о водных процедурах для детей с целью закаливания организма, подразумевается не только ежедневное купание малыша, но и такие эффективные способы, как влажное обтирание тела, обливания, прохладный душ и контрастные ванн, плавание в открытых водоемах.

Каждый из этих методов по-своему полезен, особенно, если применять их не от случая к случаю, а регулярно.

Водные процедуры — более интенсивная закаливающая процедура, так как вода обладает теплопроводностью в 28 раз большей, чем воздух.

Главным фактором закаливания служит температура воды. Систематическое применение водных процедур — надежное профилактическое средство против вредных влияний случайного охлаждения тела. Вода обладает более сильным действием на организм, чем воздух.

Так, действие воды с температурой около 26 °С приравнивается к воздействию воздуха с температурой около 5 °С.

Чем полезно закаливание холодной водой: основные положения

Физиологическое действие и польза для организма человека закаливания холодной водой заключается в следующем:

  • Улучшается регулирующая функция центральной нервной системы
  • Повышается обмен веществ
  • Повышается защитная функция крови
  • Возрастает содержание гемоглобина
  • Совершенствуется физическое и нервно-психическое развитие ребенка
  • Развивается умение быстро приспосабливаться к меняющимся условиям и сопротивляться вредным факторам внешней среды

Вода по сравнению с воздухом действует гораздо сильнее, что объясняется ее большей теплоемкостью и теплопроводностью.

Выделяют три фазы действия холодной воды на организм:

  • Резкий спазм сосудов — кровь отливает к внутренним органам, кожа становится бледной и холодной, возникает первый озноб
  • Расширение кровеносных сосудов кожи, прилив крови от внутренних органов к периферии, возникновение ощущения тепла
  • Паретическое состояние расширенных капилляров, застой крови, появление цианоза, возникновение второго озноба

Оздоровляющее действие закаливания организма холодной водой дома обусловлено первой и второй фазами. Наступление третьей фазы отражает декомпенсацию физической терморегуляции; ребенка следует немедленно вытереть с легким массажем до порозовения кожи.

При закаливании водой, так же, как и при других видах закаливания, надо строго соблюдать принцип постепенности перехода от более теплой воды к более прохладной. При выборе исходной, а также предельно низкой температуры необходимо учитывать индивидуальные особенности организма ребенка.

Постепенность увеличения раздражающего влияния воды можно обеспечить различными способами и их сочетанием: заменой слабодействующих процедур сильнодействующими, местных — общими, снижением температуры воды.

Все гигиенические мероприятия с использованием воды могут одновременно быть и закаливающими процедурами. Малоэффективным будет закаливание водой в том случае, если специальные приемы будут выполняться прохладной, а обычное умывание — теплой водой.

Основные положения по правильному использованию прохладной и холодной воды в целях закаливания:

  • Все гигиенические процедуры, связанные с применением воды, могут оказывать закаливающее влияние при соблюдении соответствующих правил
  • В качестве местного действия воды можно использовать: умывание, обтирание, мытье рук, мытье и обливание ног, игры с водой, полоскание рта и горла
  • В качестве общего действия воды можно использовать: гигиеническую ванну с последующим обливанием более холодной водой, общее обтирание, обливание, душ и купание в открытых водоемах
  • При выборе закаливающих воздействий надо учитывать состояние ребенка и особенности его высшей нервной системы

Способы закаливания водой: основные методы

Специальные формы закаливания водой следует начинать с местных процедур с последующим переходом к общим.

В порядке нарастания силы воздействия методы закаливания водой распределяются следующим образом:

  • Обтирания
  • Обливания
  • Ванны
  • Душ
  • Купание в открытом водоеме

Начальная температура воды должна быть близкой температуре кожи тех участков тела, которые будут подвергаться ее воздействию.

Таблица «Температура кожи детей разного возраста в зоне теплового комфорта»:

Части тела

Температура кожи (в градусах)

у детей 3-4 лет

у детей 5-6 лет

Грудь

35-36

34-35

Кисти

32-34

31-33

Стопы

30-33

28-31

Закаливающее влияние воды определяется не только температурой, но и продолжительностью действия, а также силой давления массы воды.

Самое благоприятное время для начала закаливания водой — лето и осень. Лучше всего проводить процедуры в утренние часы, сразу же после сна или в конце утренней зарядки.

Приступая к закаливанию водой, вначале принимают легкие водные процедуры с температурой воды 33—34 °С. Затем снижают каждые 3—4 дня температуру воды на 1 °С и постепенно, за 1,5—2 месяца, доводят ее в зависимости от самочувствия и состояния здоровья до 10—15 °С.

В июльскую жару температура может быть еще ниже. Чем холоднее вода, тем короче должно быть время процедуры.

При закаливании водой рекомендуются следующие виды процедур: обтирание, обливание, души, купания.

Обтирания для закаливания: этапы и температура воды

Со второго полугодия жизни (с 8— 9 месяцев) в режим детей, помимо воздушных ванн, можно уже включать и другие виды закаливания. Среди них большое значение имеют водные процедуры. Однако следует помнить, что водные процедуры являются сильно действующим средством и применять их в раннем возрасте надо с большой осторожностью.

Прежде чем начать водные процедуры у детей раннего возраста, провести курс так называемых сухих обтираний, куском чистой фланели или мягкой шерстяной материи надо растирать все тело ребенка по частям, пока не появится легкая краснота кожи. Такое растирание надо проделывать ежедневно в течение 2—3 недель, и только потом приступать к влажным обтираниям тела.

Сухие растирания хорошо подготавливают организм ребенка к последующим водным процедурам. Самое же главное заключается в том, что под влиянием сухих растираний хорошо тренируется нервная система, так как при этом раздражаются нервные окончания, заложенные в коже; раздражения передаются в головной мозг, оттуда поступают ответные реакции.

Раздражения направляются также в сердце, легкие и другие внутренние органы. Хорошо тренируются кровеносные сосуды и мышцы. В результате ребенок начинает глубже дышать, у него повышается обмен веществ, улучшается пищеварение, лучше начинает функционировать сердечно-сосудистая система.

Обтирание — начальный этап закаливания водой. В течение нескольких дней производят обтирание полотенцем, губкой или просто рукой, смоченной водой.

Обтирание водой лучше всего проводить по утрам, как только ребенок проснется. Обтирание производят варежкой из мягкой ткани или полотенцем, смоченным водой нужной температуры. Конечности обтирают, слегка массируя кожу по направлению от пальцев к туловищу (по ходу движения лимфы и крови) до легкого покраснения.

Общее обтирание производят в такой последовательности: руки (от пальцев к плечам), грудь (круговыми движениями по часовой стрелке), живот (по часовой стрелке), спина (от середины позвоночника к бокам), ягодицы (не раздвигая их), ноги (от стоп вверх к тазу). Каждое движение повторяют 2—4 раза.

Сначала обтирание рекомендуется проводить по частям — пока обтирается обнаженная часть, тело должно быть прикрыто одеялом, в последующем эти меры не нужны.

Нужно стремиться к тому, чтобы процедура не вызывала у ребенка неприятных ощущений. Поэтому начинать следует с обтираний водой температуры 35—36 °С. Каждые 2—3 дня температуру воды для закаливания понижают на 1 °С и постепенно доводят для детей 3—4 лет до 24 °С, а 5-7 лет — до 22 °С.

Очередность обтирания:

  1. Руки
  2. Грудь
  3. Живот
  4. Спина
  5. Ягодицы
  6. Ноги

После всех этих этапов обтирания для закаливания организма водой кожу насухо вытирают и растирают мягким сухим полотенцем до легкого покраснения и накрывают ребенка одеялом. Вся процедура занимает 5—6 минут. Такие обтирания надо делать систематически в течение 2—3 месяцев.

При благоприятном течении закаливания можно перейти к дальнейшему снижению температуры воды до 10—12 °С (на 1 °С каждые 8-10 дней).

Внимание! Те участки кожи, которые подвергаются обтиранию и последующему растиранию, должны быть абсолютно здоровыми — если на коже есть опрелости, какие-либо высыпания и т.п., данную процедуру следует отложить.

Применительно к ослабленным детям и начальная, и конечная температуры должны быть на 2—4 °С выше, а темп снижения более медленным.

Так, если влажные обтирания начинают впервые в возрасте старше года, то рекомендуется температура воды в возрасте 3—4 года 32 °С, 5—6 лет 30 °С, 6-7 лет 28 °С; через 3-4 дня снижают на 1 °С и доводят до 22—18 °С летом и 25-22 °С зимой.

По окончании ребенок должен быть тепло одет. В случае перерыва начинают с сухих обтираний.

Достигнув конечных значений температуры воды, ее продолжают использовать в течение 2 месяцев для получения эффекта тренировки, а затем переходят к более сильной процедуре — к обливанию.

Чем больше колебания температуры воды в ту или другую сторону, чем продолжительнее сама процедура, тем сильнее ее закаливающее действие.

Наряду с обтиранием обычной прохладной водой, полезно обтирание раствором морской соли (1 ч. л. на 1 стакан воды).

Хорошо зарекомендовал себя метод закаливания, предложенный шведскими врачами: махровое полотенце, смачивают «морской водой» (1 ст. л. морской соли на 1 л воды, температура воды +22 °С) и ребенка (начиная с 6 месяцев) после сна ставят на 2—3 секунды на полотенце; ребенок «прыгает», «подтанцовывает».

Не вытирая стопы, переходят к другим элементам туалета. Через 2 недели, если ребенок чувствует себя хорошо, можно увеличить нагрузку: ребенка на 2-3 секунды опускают на влажное полотенце, которое предварительно кладут в полиэтиленовый пакет и помещают в холодильник. После влажного обтирания необходимо растереть кожу ребенка до порозовения и одеть его.

Закаливание водой: ванны в домашних условиях

Обычная гигиеническая ванна также используется для закаливания. Детей на первом году жизни купают ежедневно. Детей старше 2 лет можно купать 2 раза в неделю, иногда ванну можно заменить общим обливанием.

Температура воды для детей первого года жизни равна 36—37 °С, длительность ванны — 5 минут. Количество воды в ванне должно быть таким, чтобы вода достигала уровня сосков сидящего ребенка. При повторных ваннах температуру воды не снижают, но для закаливания сразу после ванны ребенка обливают водой на 2°С прохладнее.

Специального подогрева комнаты не требуется, надо лишь быстро вытирать и одевать детей.

Купание в ванне ребенка старше года следует начинать с температуры воды 35—36 °С (она близка к температуре кожи закрытых частей тела) и постепенно, через каждые 3 купания, снижать температуру на 1 °С, доведя, таким образом, до 28 °С. Продолжительность ванны —10—15 минут. При этом следует внимательно следить за самочувствием ребенка и изменением его веса.

Обливание начинают водой 30—32 °С и снижают каждые 2—3 дня на 2—3 °С (а не на 0,5 °С в неделю, как это делают многие). Уже через 10—15 дней достигают комнатной температуры или даже чуть ниже — до 16—18 °С. Это обеспечивает прекрасный закаливающий эффект и не создает опасности простуды.

Температура воды выше 25-26° С закаливающим эффектом не обладает.

С целью закаливания полезно использовать утреннее умывание, обтирание, подмывание маленьких детей, мытье рук перед едой, мытье ног перед сном, игру с водой. Все эти процедуры обычно проводятся в одно и то же время соответственно режиму.

Детям меньше двух лет моют только лицо и кисти рук, детям старшего возраста моют лицо, шею, верхнюю часть груди и руки до локтя (постепенно температуру воды снижать до 15 °С).

Детей первых дней жизни, больных и ослабленных умывают водой 28 °С, и затем, при улучшении состояния, температуру воды постепенно снижают. Непосредственно после умывания кожу вытирают сухим мягким полотенцем. Вся процедура продолжается 1—2 минуты.

С учетом индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности детей ванну как средство закаливания особенно целесообразно назначать возбудимым детям перед сном, так как в большинстве случаев она действует успокаивающе.

Соприкосновение влажной кожи ребенка с более низкой, чем в ванне, температурой воздуха обладает закаливающим эффектом. Вялым, пассивным детям ванну лучше заменить общим обливанием или душем сразу после сна.

Обливание холодной водой и ножные ванны для закаливания

Обливание — следующий этап закаливания водой. Обливание является более сильной по своему воздействию на организм ребенка закаливающей процедурой. Обливание оказывает более сильное действие, так как при нем действует не только температура воды, но и ее масса.

При обливании ног обычно смачивают нижнюю половину голеней и стопы, при обливании рук — кисти и предплечья. Обливание продолжают 20—30 секунд, затем ребенка вытирают. Подмывание маленьких детей по существу тоже является местным обливанием.

Обливание можно начать со второй половины курса закаливающих ванн, завершая им купание в ванне.

У больных детей особенно важны постепенность и систематичность увеличения холодового действия воды, учитывая ее большую теплопроводность и возможность переохлаждения. Сразу после водных процедур проводится энергичное растирание.

Вода для обливания должна быть 33— 34 °С, в последующем можно ее температуру снизить до 26—25 °С у детей раннего возраста, 22-24 °С у дошкольников и 10— 15 °С у школьников. Обливание можно производить в ванне, тазу или летом прямо на земле.

Обливание производят из ковша или лейки так, чтобы сразу смочить всю обливаемую поверхность. Сосуд с водой держат на близком расстоянии от обливаемой поверхности (5—10 см) и в течение 20—30 секунд (в дальнейшем 1—3 минуты) выливают воду на тело, минуя голову.

Хорошо подобного рода обливание производить после приема солнечных ванн — это улучшает общий тонус организма.

Очень эффектным методом закаливания является ежедневное мытье ног прохладной водой. Начинать эту закаливающую процедуру можно с 1—3 лет.

Непосредственно за мытьем теплой водой с мылом и губкой нужно обливать стопы водой закаливающей температуры 28—25 °С.

Для часто болеющих детей начальная температура воды 30—33 °С. В зависимости от возраста температуру воды снижают на 1 °С через 2-4 дня до 22 °С у детей первого года, 18 °С у детей до 3 лет и 14-16 °С у дошкольников и школьников.

Нижние конечности, особенно стопы, играют существенную роль в теплоотдаче организма, поэтому закаливающее воздействие на нижние конечности имеет большое значение в профилактике так называемых простудных заболеваний.

У здоровых детей уже со 2-го месяца систематического обливания ног исчезают катаральные реакции верхних дыхательных путей после резких изменений температуры внешней среды.

Особенно ценным является местное обливание стоп. Это связано с тем, что оно оказывает не только местное, но и общее действие на организм.

Установлено наличие рефлекторной сосудистой реакции со стороны слизистой оболочки верхних дыхательных путей при охлаждении стоп. Уже с первой минуты охлаждения начинает снижаться температура слизистой оболочки носа и носоглотки благодаря рефлекторно вызванному сужению сосудов.

Наблюдения показали, что систематическое закаливание ступней служит надежным средством против насморка и других простудных явлений. Хорошо известно, что, когда у детей промокнут ноги или они сильно их охладят, у многих быстро появляются насморк и другие простудные явления.

Закаливать подошвы надо путем ежедневного мытья ног на ночь сначала водой комнатной температуры, а через месяц уже прямо из водопровода. Надо погружать в таз сразу обе ноги выше лодыжек и держать их в воде сначала минуту, а потом постепенно довести до 10 минут.

Из местных водных процедур наиболее распространено обливание ног. Для этого ковшом или лейкой льется вода в течение 15—20 секунд на нижнюю половину голени и стопы. Начальную температуру воды 30 °С постепенно снижают через 1—2 дня на 2 °С и доводят до 16— 14 °С. На эту процедуру расходуется около 0,5—0,75 л воды.

Очень полезны местные ножные ванны — «топтание в тазу» в течение 2—5 минут. Начинать их можно с температуры 35 °С. Эту процедуру проводят так: наливают в два таза воду несколько выше уровня щиколоток температурой 35 °С и 33—32 °С.

Ребенок должен потоптаться в воде в одном и другом тазу (с вашей помощью или без) 5—6 раз. Затем вытирают ноги ребенка и укладывают его спать. Этот метод применяют вместо обливания ног.

Широко применяется контрастное обливание стоп. Попеременное воздействие холодной и теплой воды приводит к более быстрым реакциям нервной системы. Чередующееся расширение и сужение сосудов хорошо тренирует адаптационные механизмы системы терморегуляции.

Резко ослабленным детям или детям в период реконвалесценции рекомендуется проводить контрастные водные процедуры, используя сначала теплую, потом холодную и вновь теплую воду. Здоровым, закаленным детям можно чередовать холодную, теплую и снова холодную воду.

Варианты сочетаний теплой и холодной воды разнообразны.

Например: дошкольники здоровые и закаленные получают обливание по схеме:

  • 38-18-38-18 °С.

Дети незакаленные, ослабленные, часто болеющие, имеющие хронические заболевания получают щадящую нагрузку:

  • 38-28-38 °С или 36-26-36 °С.

Как по числу смен, так и по температурным перепадам воды, поскольку у них имеется склонность к спазму капилляров (мелких сосудов).

Для ослабленных детей контрастные обливания ног можно проводить, постепенно увеличивая разницу температур теплой и холодной воды.

Начальная температура теплой воды 36—35 °С постепенно увеличивается до 40—41 °С; температура холодной воды с 24—25 °С снижается до 18 °С.

Существенное значение при применении местных методов закаливания водой имеет исходная температура кожи.

При неблагоприятных условиях теплового режима у детей нередко бывают холодные стопы. Наблюдения показали, что действие прохладного обливания более заметно отражается на тонусе сосудов, частоте пульса, минутной легочной вентиляции и газообмене в тех условиях, когда температура кожи стоп выше температуры воды на несколько градусов.

Внимание! Не следует проводить обливание ног холодной водой или «топтание» в воде, если у ребенка холодные ноги! Температура кожи стоп должна быть выше температуры воды на несколько градусов.

С целью закаливания обливают ноги сразу после дневного сна с последующим энергичным растиранием их полотенцем. Если в помещении холодно, детям надевают шерстяные носки, так как нельзя допускать длительного охлаждения стоп. Для правильного осуществления закаливания водой необходимо соблюдать условия теплового комфорта.

Для закаливания стоп можно использовать комбинированное воздействие:

  • Хождение босиком
  • Водная гигиеническая процедура
  • Закаливающая процедура

Хорошо закаляются подошвы в результате ходьбы босыми ногами. Такое закаливание лучше всего производить во время летнего отдыха за городом. Надо много и во всякую погоду ходить босиком. Постепенно кожа на подошвах ступней огрубеет, восприимчивость к холоду резко снизится.

Начинать ходить босиком рекомендуется при температуре пола не ниже 18 °С. Сначала дети ходят в носках (3-5 дней), а потом без них. В первые 5—7 дней ходить босиком следует не больше 3—4 минут. Затем продолжительность хождения удлиняют на 1 минуту в день и доводят до 15—20 минут.

После хождения босиком в гигиенических и закаливающих целях проводится мытье ног (начальную температуру воды 37—36 °С постепенно снижают через день на 1 °С и доводят до 20 °С).

Подошвы стоп — одна из самых мощных рефлексогенных зон. Поэтому ходьба босиком является своеобразным точечным массажем.

Очень хорошо дать детям возможность бегать босиком, особенно утром. Если лето ребенок проводит на даче или в деревне, пусть бегает босиком столько, сколько захочет. Если у вас растет девочка, объясните ей: если она лето проходит босиком, то она обретет за лето красивую, плавную походку.

Потому что, когда девочка или женщина ходит босиком, у нее вырабатывается особая поступь: она сначала как бы проверяет, можно ли наступить, и только потом уже ставит ногу на землю. Такая походка придаст ей дополнительную грацию — для девочек это весьма весомый аргумент.

Замечательным эффектом закаливания обладает хождение босиком по росе. На росе очень хорошо делать утреннюю гимнастику, разумеется, если не холодно и пригревает солнышко.

Современным методом закаливания и массажа стоп являются специальные дорожки, имитирующие пляж с песком и галькой.

Хождение босиком по такой дорожке является прекрасным способом не только закаливания, но и оздоровления вследствие воздействия гальки и песка на стопу ребенка, представляющую большую рефлексогенную зону и позволяющую опосредованно влиять на состояние различных органов и систем, прежде всего верхних дыхательных путей, в частности носа.

Также можно ходить босиком по различным «неровным» поверхностям (рифленые резиновые коврики, резные деревянные доски, галька, керамзит, пуговицы разного диаметра и т.д.).

Игра с водой также может быть использована для закаливания как местная ручная ванна. Важно соблюдать соответствующую температуру воды (28 °С). Наблюдая за детьми, постепенно снижают температуру воды до комнатной, не допуская охлаждения.

Разновидностью обливания можно считать летние детские игры с водой на открытом воздухе — «брызгалки», купание кукол, стирку кукольной одежды, пускание корабликов. Малыши могут играть в такие игры как на даче, так и на пляже.

Если ребенку нет еще 6 лет, то лучше, если он будет играть с водой совершенно голеньким — мокрые трусы, а тем более купальник не пойдут на пользу коже ребенка, и в них, к тому же, легко простыть.

Никакую обувь лучше не надевать — «вьетнамки» скользкие, и в них можно поскользнуться, а сандалии или босоножки — без носочков и мокрые — натрут ногу ребенку, а мокрые носочки — еще хуже. Да и сами дети не откажутся побегать босиком.

А вот панаму или косынку надеть надо обязательно, если ребенок находится на открытом солнце. Если на даче есть летний водопровод, то можно в жаркие дни установить разбрызгиватель воды, который распыляет воду до мелких, медленно оседающих капель, и разрешать детям бегать и играть под таким «дождиком».

Можно периодически обливать детей, играющих во дворе, прямо из шланга. Визг, хохот и закаливающий эффект гарантированы.

Полоскание рта и горла

Выраженный оздоравливающий эффект дает систематическое полоскание рта и горла водой комнатной температуры.

«Клокочущая» вода оказывает массирующее влияние на слизистые покровы полости рта, миндалин, задней стенки глотки. Вода вымывает остатки пищи и слизь (чем препятствует размножению микробов), улучшает реакцию местной сосудистой сети и оказывает закаливающее действие.

В возрасте 2—3 лет можно научить ребенка полоскать рот, а потом, набрав в рот воды, закинуть назад голову и произносить звук «а-а-а». В 4—5 лет обязательно надо полоскать и горло (на каждое полоскание уходит примерно 1\3 стакана воды).

Повторяясь дважды в сутки (утром и вечером), эта несложная процедура предупреждает развитие кариеса зубов и ангины. Закаливающий эффект достигается в том случае, если начальную температуру воды 36—37 °С постепенно снижать каждые 3—4 дня на 1 °С и доводить до 8— 10°С.

Закаленных детей можно постепенно перевести на мороженое (мелкими порциями). Детей, не умеющих полоскать горло, целесообразно приучать пить прохладную воду, также постепенно снижая температуру.

Необходимо отметить, что при общем обливании и душе вода действует на рецепторы кожных покровов не только своей температурой, теплоемкостью и теплопроводностью, но и давлением падающей массы. (При общем обливании сосуд с водой подносится на близкое расстояние от шеи ребенка, вода льется на плечи, грудь и спину.)

Обливание с головой допускается только из лейки с сеткой и преимущественно летом. При пользовании душем распылитель поднимают на 40—45 см над головой ребенка, голову предварительно закрывают купальной шапочкой.

Больший эффект душа обусловлен давлением отдельных тонких струй воды. Продолжительность общего обливания и душа, применяемых с целью закаливания, не должна превышать 1—1,5 минуты. Если душ используется с гигиенической целью, то ребенка моют теплой водой (36 °С) так же, как при общей ванне.

Душ как средство закаливания водой

Душ как средство закаливания можно использовать, когда ребенку уже исполнится полтора года, однако врач может назначить его и раньше по каким-либо показаниям (часто душ прописывают вялым детям, особенно с плохим аппетитом).

Душ — еще более эффективная водная процедура. В начале закаливания вода в душе должна быть 30—35 °С, а продолжительность процедуры — не более 1 минуты. Затем температура воды постепенно снижается до 16—14°С, а время приема душа увеличивается до 2 минут. Вода из душа ощущается как более теплая, чем вода той же температуры при обливании или обтирании.

Процедура заканчивается энергичным растиранием тела полотенцем. Как правило, после приема душа появляется бодрое и хорошее настроение, увеличивается работоспособность.

Для детей дошкольного возраста, систематически закаливающихся воздухом и водой, целесообразно комбинированное воздействие: воздушная ванна — обливание.

Даже после тщательного вытирания кожа остается повышенно влажной, и для предупреждения избыточной потери тепла ее защищают одеждой. Правильно проводимое комбинированное закаливание способствует более совершенному приспособлению процессов терморегуляции к изменяющимся факторам внешней среды.

Внимание! Водные процедуры надо проводить ежедневно 1—2 раза в сутки и обязательно соблюдать следующие правила: если ребенок вспотел, то перед закаливанием следует принять душ с теплой водой и смыть пот мылом, но если он замерз, то обливание холодной водой проводить нельзя.

Обливаться холодной водой можно только в комфортном состоянии. После обливания ребенок не испытывает холода, напротив, при правильном выполнении процедуры возникает ощущение разливающегося приятного тепла.

Закаливание водой: купание в открытых водоемах

Методика закаливания водой включает купание в открытых водоемах , этот способ оказывает наиболее сильное действие, т.к. при этом на всю поверхность кожи одновременно влияют три фактора:

  • Свежий воздух
  • Большая масса воды
  • Солнечная радиация

Водоем для купания детей выбирают с песчаным пологим и чистым дном. При несильном течении глубина водоема не должна превышать уровня пояса у детей.

Как можно больше разрешайте ребенку бегать по воде на речке, на озере, на пруду. Рекомендуемое время с 7.30 до 11.00 утра и с 15.00 до 17.00 вечера. Не надо специально загорать; лучше раздеть малыша, и пусть он голеньким бегает, играет, попадая то в тень, то на солнце.

На речке не заставляйте его сразу купаться. Дети очень любят играть на песке около воды, они сами заходят в воду, стоят в ней. Дайте им самим проявить желание искупаться. Тогда они не боятся воды и с удовольствием купаются.

Следует иметь в виду, что во избежание переохлаждения нельзя допускать нахождение ребенка в мокрой одежде, в том числе трусиках или купальнике. На солнце кожа активно дышит, надо возможно меньше закрывать ее одеждой, тем более синтетической. Ребенку дошкольного возраста лучше вообще быть на пляже голышом, а более старшего — переодевать.

С 2—3-летнего возраста в речке можно начинать купание детей, уже прошедших предварительное закаливание воздухом и водой. Купание допускается при температуре воздуха 25 °С и воды 23 °С, в безветренную погоду, не более 1 раза в день.

Первое купание 2—3 минуты, затем перерыв 10—15 минут. В последующие дни время купания увеличивают до 5— 8 минут.

Находясь в воде, дети должны активно двигаться: их обучают элементам плавания, создавая бодрый эмоциональный настрой. При ежедневном регулярном купании можно позволить детям купаться и в более холодной воде (20—19 °С), сокращая время купания до 2—3 минут.

При первых признаках озноба, посинении губ, появлении «гусиной кожи» ребенка надо быстро вынуть из воды и хорошо, до покраснения кожи, растереть сухим полотенцем, потом одеть и согреть движениями, ходьбой, бегом.

Морские купания оказывают еще более выраженное положительное влияние на организм ребенка, так как при них сочетается термическое, механическое воздействие (давление большой массы воды и удар волн), а также химическое (соленость и др.).

Рекомендуется при выезде на морское побережье не сразу приступать к морским купаниям, а в течение нескольких дней подготавливать к ним организм детей влажными морскими обтираниями.

Детям, постоянно живущим на юге, можно начинать купание с 2 лет, а детям, живущим в условиях умеренного климата, — с 3 лет.

Для детей до 2 лет, особенно для детей, больных рахитом, очень полезны ванны из подогретой морской воды.

Морские купания вначале продолжаются всего 1—2 минуты, и только по мере привыкания ребенка их продолжительность увеличивается до 5—8 минут. Во время купания не рекомендуется выходить из воды, чтобы погреться на солнце, а затем снова погружаться в воду.

По окончании купания ребенок должен быстро выйти из воды, его надо растереть полотенцем и одеть. Полезно дать детям немного побегать по берегу, а затем спокойно посидеть на песке.

Купать ребенка в море достаточно 1 раз в день. Курс морских купаний для маленьких детей — примерно 20 раз в месяц. В прохладную погоду купание заменяется обливанием или обтиранием.

Морские купания — хорошее целебное средство, но ими надо очень осторожно пользоваться. Иногда уже после первых купаний у детей появляются бессонница, головные боли, возбужденное состояние, расстройство пищеварения, и даже может повыситься температура тела.

Любое купание в открытом водоеме противопоказано детям истощенным, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, резким малокровием, эпилепсией, заболеваниями мочевыводящих путей, больным активной формой туберкулеза, а также детям с повышенной нервной возбудимостью, перенесшим недавно пневмонию или инфекционные заболевания.

Запрещается купаться при повышенной температуре, воспалении верхних дыхательных путей, при острых желудочно-кишечных заболеваниях.

Общий душ, ванны и купания проводятся не раньше, чем через 30—40минут после приема пищи.

Плавание для закаливания

Такая водная процедура, как плавание, проводится здоровым детям, начиная со 2—3-й недели жизни. Ее физиологической основой является рефлекс плавания, которым обладают новорожденные дети. К занятиям плаванием могут быть допущены здоровые дети, а также дети с отклонениями в состоянии здоровья по назначению педиатра.

При проведении этого вида закаливания особое внимание следует уделять дозировке времени пребывания ребенка в воде. Нарастание длительности дозировки на каждом занятии не должно превышать 10—15 секунд, а снижение температуры воды в конце каждого месяца должно составлять не более 0,5 °С.

При этом активизация двигательных функций достигается увеличением количества движений, а закаленность — неуклонным снижением температуры воды.

Проявление отрицательного эмоционального состояния или температурного дискомфорта («гусиная кожа», озноб, резкое покраснение кожи и т. д.) является показанием к немедленному прекращению процедур.

Плавание издавна использовали как меру закаливания водой детей дошкольного возраста (3-7 лет). Научными исследованиями доказано, что систематические занятия плаванием улучшают физическое развитие у 93,5% детей. Эго позволило обоснованно рекомендовать плавание детям с 5 лет в бассейнах.

Основные методы закаливания водой вы можете посмотреть на этих фото: