x
Педиатрия

Закаливание детей раннего возраста: цели и правила

Закаливание детей, по рекомендациям всех без исключения медков, родители должны начинать с самого раннего возраста.

Только благодаря своевременному использованию естественных факторов природы (воды, воздуха, солнца) можно укрепить детский иммунитет, тем самым обезопасив растущий организм от многих болезней.

В дошкольном возрасте к этой задаче подключаются воспитатели, а позже, с началом обучения в школе, и учителя.

Естественные факторы закаливания ребенка

Суммируя научные данные об использовании естественных факторов природы, отмечено, что можно «определить закаливание человека как частный случай тренировки, направленной к совершенствованию способности организма выполнить работу, связанную с повышением стойкости своих тканей по отношению к действию вредных влияний».

Любое совершенствование — это длительная тренировка.

Тренировка — вот залог успеха всякого мероприятия. Для того чтобы обрести стройность, мы тренируем тело. Если мы стремимся к интеллектуальному развитию, то тренируем наш мозг посредством постоянного самообучения.

То же самое в полной мере можно отнести и к защитным свойствам организма. Они тоже нуждаются в постоянной тренировке, коей, безусловно, и является закаливание.

Закаливание — это своеобразная тренировка защитных сил организма, подготовка их к своевременной мобилизации.

Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.

Под закаливанием принято понимать использование естественных сил природы — солнца, воздуха и воды — для повышения устойчивости организма к действию метеорологических факторов — холода, тепла, пониженного или повышенного атмосферного давления.

В течение жизни организм человека постепенно приспосабливается к окружающим условиям — к воздействию различного рода раздражителей: холода, сырости, жары.

Кому не приходилось промокнуть под дождем «до нитки» или отогревать замерзшие или промокшие ноги! А бывает и так, что «семь потов сойдет» в жаркую погоду, когда от зноя и душного воздуха не знаешь, куда деваться.

Есть люди, которые легко переносят любую перемену погоды, резкие смены тепла и холода, — таких людей называют закаленными. Но есть люди, которые при малейших изменениях погоды начинают чувствовать недомогание, у них появляются насморк, кашель, бронхиты.

В таких случаях обычно говорят, что человек простудился. Под простудой в настоящее время принято понимать временное снижение сопротивляемости организма инфекциям под влиянием переохлаждения и сырости.

Микробы — возбудители болезней — всегда живут в организме, особенно много их находится в носоглотке. До поры до времени эти микробы не приносят вреда, но стоит человеку простудиться, микробы быстро активизируются, размножаются и вызывают различные заболевания.

Особенно часто подобного рода заболевания возникают весной и осенью — в это время погода бывает особенно неустойчивая. Снизившаяся общая сопротивляемость организма создает у незакаленных людей предрасположение к острым респираторным заболеваниям.

Совершенствование ответных реакций организма ребенка на переохлаждение способствует сокращению частоты заболеваний верхних дыхательных путей и пневмоний и значительно снижает общую заболеваемость в детском возрасте.

С понятием закаливания ребенка дома связывают обычно реакцию приспособления организма к охлаждающему воздействию внешних факторов с целью сохранить постоянной температуру внутренней среды. Это постоянство достигается равновесием между теплообразованием и теплоотдачей.

У детей уровень теплообразования выше, чем у взрослых. Теплоотдача осуществляется поверхностью кожи и слизистых. Теплоотдача — это физический путь теплорегуляции, осуществляющийся рефлекторно.

Дети, особенно раннего возраста, острее, чем взрослые, реагируют на изменения температурных условий внешней среды. В основе этого лежат возрастные анатомо-физиологические особенности функциональной системы терморегуляции.

Кожные покровы детей вследствие особенностей строения обладают меньшими, чем у взрослых, теплоизоляционными свойствами. Кожа ребенка богато снабжена широко разветвленной сетью капилляров, поэтому имеет более высокую температуру нагрева.

Она отличается большей влажностью. Наконец, относительная поверхность кожи у детей больше, чем у взрослых. Все это обусловливает более высокие теплопотери у детей.

Это обстоятельство, а также недостаточная функциональная готовность сложного теплорегуляционного аппарата к обеспечению состояния теплового комфорта в системе взаимодействия с внешней средой обусловливают большую чувствительность детей к охлаждению.

На охлаждение организм отвечает сложной реакцией, в которую вовлекаются многие системы, в том числе и сердечно-сосудистая. Вначале происходит рефлекторное сужение (спазм) кровеносных сосудов кожи — она бледнеет, затем расширение — она розовеет, а в дальнейшем реакция будет различной у закаленных и незакаленных.

Под влиянием закаливания сосудистая реакция характеризуется постоянной пульсацией, т. е. попеременным расширением и сужением сосудов, при этом кровоснабжение, а следовательно, и питание тканей не нарушается, они функционируют нормально.

У незакаленных детей после спазма и последующего расширения сосудов не происходит сужения и тем более пульсации, кровь застаивается в капиллярной сети (мраморная кожа), питание тканей ухудшается, и их функции резко ослабевают.

Если незакаленный ребенок выпил холодную воду, съел мороженое, промочил ноги, пробежал по холодному полу босиком, у него рефлекторно нарушается кровоснабжение слизистой оболочки носа и глоточного кольца, и она теряет функцию барьера (защиты) как от собственной микрофлоры, так и от микробной загрязненности воздуха.

Охлаждение, ослабляя защитные функции организма, провоцирует возникновение заболевания.

Отсюда понятно значение тренировки теплорегуляции путем закаливания особенно в дошкольном возрасте, когда наблюдается высокая пластичность всех функциональных систем организма.

Начало закаливания ребенка: основные правила

Приступать к закаливанию можно практически в любом возрасте. И чем раньше оно начато, тем здоровее и устойчивее будет организм.

Однако каждый ребенок характеризуется определенным состоянием здоровья и физического развития. То, что полезно одному, может быть вредно другому.

Поэтому к закаливанию надо приступать только после консультации у детского врача. Закаливание начинают, когда ребенок полностью здоров. В процессе закаливания необходимо систематически консультироваться с врачом и проверять эффективность процедур.

Закаливание требует длительного времени, большого терпения и настойчивости. Нельзя закалить организм за несколько дней. Лучше всего закаливание начать в летнее время, а потом уже его применять систематически круглый год.

Эффект от закаливающих мероприятий для детей дошкольного возраста может быть достигнут только при строгом соблюдении следующих основных правил:

Систематичность закаливания. Принцип систематичности – один из основных, он требует ежедневного выполнения процедур. Длительные перерывы в закаливании ведут к ослаблению или полной утрате приобретенных защитных реакций.

В основе этого принципа лежит условно-рефлекторный характер ответных сосудистых реакций. Повторные и регулярные закаливающие воздействия приводят к образованию стойких рефлексов, при их прекращении условные реакции угасают.

У детей дошкольного возраста они исчезают очень быстро, через 5—7 дней. А перерывы более 10 дней снимают полностью эффект закаливания. Закаливающие мероприятия нельзя провести «про запас», они эффективны только при постоянном подкреплении и тренировке.

Обеспечить систематическое проведение закаливания в течение года легче тогда, когда оно прочно войдет в режим дня ребенка.

Поэтому начинают закаливание в теплое время года, когда под влиянием длительного пребывания на воздухе в облегченной одежде у детей стихийно тренируются защитные силы организма и продолжают его в течение всего года без перерывов.

Подчиняясь правилу систематического повторения закаливающих воздействий, их нельзя отменять даже в случаях легких заболеваний детей, не сопровождающихся значительным ухудшением общего состояния.

Во время таких недомоганий применяют слабодействующие методы.

В холодное время года также не следует отменять закаливающие процедуры. По мере изменения условий, связанных с сезоном года или характером погоды, варьируется назначение методов закаливания, но они не отменяются совсем.

Например, душ или общее обливание, проводимое летом, можно заменить местным обливанием ног зимой: общая воздушная ванна, проводимая в жаркий летний день, при похолодании заменяется частичным обнажением тела.

Постепенное увеличение силы воздействия. Постепенное и последовательное увеличение дозировки процедур — обязательное условие правильного закаливания.

Тренировка приспособительных механизмов происходит в тех случаях, когда перед организмом ставится новая задача. Большое значение имеет постепенное увеличение силы закаливающего фактора.

Это достигается разными путями — снижением температуры воды, либо увеличением площади, на которую она воздействует, или, наконец, удлинением экспозиции. В любом случае необходимо обеспечить постепенность перехода к более сильным раздражителям и обязательно контролировать реакцию детей на новый раздражитель.

Скорость перехода от менее сильных воздействий к более сильным определяется состоянием конкретного ребенка, его реакцией на данный фактор.

В начале закаливания детей дошкольного возраста в домашних условиях каждое воздействие сопровождается выраженной реакцией со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

По мере повторения эта реакция ослабевает и вновь нарастает при усилении раздражающего фактора, например, при использовании более холодной воды.

Необходимо помнить, что во избежание переохлаждения нельзя допускать очень резкого усиления раздражителей, однако надо учитывать, что незначительное их усиление не сопровождается выработкой закаленности.

В каждом отдельном случае выбирают среднее между чрезмерно сильным и чрезмерно слабым воздействием. Например, использование более холодной воды должно вызывать кратковременное учащение пульса, увеличение глубины или частоты дыхания.

Если этого эффекта нет, значит, температуру воды снизили недостаточно. Если, кроме учащения пульса, появились признаки переохлаждения (дрожание, «гусиная кожа»), то это значит, что температуру воды снизили слишком резко или преждевременно.

Индивидуальный подход при закаливании детей предполагает учет возраста и физического развития ребенка. При выборе дозировки и форм проведения закаливающих процедур необходимо учитывать индивидуальные особенности организма.

Необходимо обращать внимание на состояние здоровья ребенка, перенесенные им заболевания, особенности развития, а также домашние условия.

Положительный эффект закаливания может быть получен только в случае, если на фоне общих приемов, разработанных для возрастных групп, будет осуществляться принцип индивидуализации в отношении ослабленных, часто болеющих, имеющих хронические заболевания, здоровых, но не закаленных детей.

Основная методическая тактика — применение более щадящих воздействий и более осторожное и постепенное увеличение силы тренирующего фактора.

Результат тренировки детей в процессе закаливания в определенной мере зависит от особенностей их высшей нервной деятельности. Дети с сильным и уравновешенным типом центральной нервной системы поддаются тренировке гораздо быстрее, чем со слабым.

Если в поведении ребенка преобладает возбуждение, то ему полезны успокаивающие процедуры. В случае преобладания торможения ребенку назначают возбуждающие процедуры.

Например, ребенка увлекают подвижные игры, спокойные занятия его утомляют, он неусидчив, часто отвлекается даже во время еды, особенно возбуждается перед сном, спит неспокойно и мало, а пробуждаясь, сразу проявляет активность.

Такому ребенку не нужны бодрящие воздействия после сна (душ, общее обливание). Наоборот, ему полезны успокаивающие методы закаливания перед сном — теплая ванна, обтирание.

Другой ребенок почти все время проводит в спокойных играх, не проявляя интереса к подвижным, спит много и пробуждается медленно, сонлив. Ему полезны бодрящие методы (обливание, душ) сразу после сна, тогда ребенок активнее включается в режим.

Проведение закаливания на фоне оптимального теплового состояния ребенка. Известно, что эффект тренировки функции теплорегуляции может быть достигнут при периодических воздействиях раздражающего агента, а длительное напряжение функции приводит к ее истощению.

Если ребенку холодно, у него имеется защитная сосудистая реакция; выработать должный ответ на закаливающее воздействие не удается.

Если же жарко, происходит усиленное потоотделение, и в этом случае даже умеренное закаливающее воздействие может привести к переохлаждению организма, так как по мере увеличения влажности существенно возрастает теплопроводность кожи.

Таким образом, оптимальная ответная реакция теплорегуляции возникает только при условии теплового комфорта.

Применение всех закаливающих процедур только на фоне положительной эмоциональной настроенности ребенка.

Закаливание нужно проводить только при хорошем настроении ребенка, так как при этом легче вырабатываются положительные условные связи. Если во время первого сеанса закаливания ребенок ведет себя спокойно, то в дальнейшем он всегда охотно принимает эти процедуры, и они ассоциируются у него с хорошим настроением.

Если ребенок чем-то расстроен, то лучше перенести закаливание на другое время или совсем отменить в этот день. В противном случае вырабатывается отрицательная условная связь, и в дальнейшем процедура всегда будет вызывать у ребенка плохое настроение и отрицательную реакцию.

Разнообразие средств и форм процедур обеспечивает всестороннее закаливание. Это вызвано тем, что устойчивость организма повышается только к тому раздражителю, действию которого он многократно подвергался.

Так, повторное действие холода вызывает повышение устойчивости только к холоду, повторное действие тепла, наоборот, — только к теплу.

Закаливающие процедуры разделяют на общие, когда воздействию подвергается вся поверхность тела, и местные, направленные на закаливание отдельных участков тела. Сочетание общих и местных закаливающих процедур в значительной степени повышает устойчивость организма к неблагоприятным внешним факторам.

Эффект устойчивости к холоду проявляется на тех участках, которые подвергались его воздействию.

Закаливание стоп не вызывает устойчивости к охлаждению туловища, и наоборот. Поэтому закаливающие воздействия необходимо комбинировать и адресовать попеременно разным участкам тела, чередуя общие и местные, направленные на более чувствительные области (стопу, носоглотку).

Формирование устойчивости носит специфический характер, т.е. она вырабатывается именно на конкретный фактор или сочетания агентов, воздействию которых подвергался организм.

Это значит, что воздействия нужно видоизменять по силе — слабые, средние, сильные, по продолжительности — быстрые, средние и медленные, по характеру применения — только холодовая нагрузка или в сочетании с физическими нагрузками.

Эффективность закаливания увеличивается, если его сочетать с физическими упражнениями и занятиями такими видами спорта, как плавание, лыжный и конькобежный спорт, легкая атлетика.

После выраженных физических, эмоционально-психических нагрузок необходимо уменьшить степень охлаждающего воздействия.

Нарушение этих правил приводит к отсутствию положительного эффекта от закаливающих процедур, а иногда и к гиперактивации нейроэндокринной системы и последующему ее истощению.

В лучшем случае ожидаемого результата не будет, в худшем — может быть спровоцировано заболевание.

Рекомендации по закаливанию детей: памятка родителям

В этой памятке для родителей – 10 основных правил по закаливанию детей, выполнять которые очень просто:

  1. Держите форточку открытой. В любое время дня и года. Особенно свежий воздух важен во время сна.
  2. Забудьте про тапки и шерстяные носки! Дома ребенок должен ходить босиком.
  3. Экономьте на босоножках и сандалиях, а заодно и лекарствах — найдите возможность и место, чтобы летом дети бегали без обуви.
  4. Не кутайте кроху. Экономьте на шарфах, теплых свитерах и махровых колготах. Лучше купите дышащую современную одежду, которая отводит пот от тела и не дает ни замерзнуть, ни перегреться.
  5. Гуляйте. Как можно больше! Причем не в торговом центре, пока делаете с малышом покупки, а в парке, лесу, у реки.
  6. Еще раз гуляйте. Но не на лавочке рядом с бабушкой, а бегая-прыгая! Поощряйте активные игры! Купите ролики, самокат, велосипед, лыжи, коньки и санки.
  7. Кормите кроху простой, но полноценной пищей. На столе всегда должны быть овощи и фрукты.
  8. Не давайте потенциальных аллергенов — они снижают иммунитет. В конце концов, счастье измеряется не конфетами.
  9. Мороженое (или замороженный сок). Не только можно, но и нужно! А также любая еда и питье прямо из холодильника. Тем самым убережете горло от ангины.
  10. Полоскайте ребенку рот холодной водой. Научите ребенка, приходя домой с улицы, не только тщательно мыть руки, но и полоскать горло — это не только закаливающая процедура, но и мера профилактики ОРВИ.

Надо сказать, все эти правила работают и поодиночке, но закаливающий эффект вы вряд ли увидите невооруженным взглядом. Поэтому, если менять — так все! И начните с малого: просто прямо сейчас откройте форточку!

Решая, с чего начать закаливание детей, не забудьте про соблюдение основных условий:

  • Отсутствие беспокойства и плача во время процедур (у детей грудного и раннего возраста), отсутствие признаков боязни их у ребенка.
  • Хорошее самочувствие после процедур.
  • Длительность применения и по возможности непрерывность закаливающих мероприятий. Многие из них должны войти как постоянные моменты в режим ребенка.
  • Внимательное наблюдение за диетой во время всех закаливающих процедур; полноценное питание, нормальная прибавка в весе.
  • Большая постепенность в проведении закаливания й постоянное усиление (дозировка) раздражающих средств (понижение температуры воздуха и воды и т.д.).
  • По возможности точный учет реакции со стороны нервной системы (возбудимость, сон и т.д.).
  • Нельзя начинать закаливание детей, имеющих острые заболевания, особенно повышенную температуру, падение веса, а также в тех случаях, когда ребенок отрицательно относится к применяемому виду закаливания.
  • Если ребенок заболел, всякие закаливающие процедуры надо немедленно прекратить. Вновь приступить к закаливанию можно только после полного выздоровления, но применять его нужно очень осторожно: начинать опять с минимальных доз, постепенно увеличивая их и расширяя различные формы закаливания.

Закаливание ребенка дома предполагает не только закаливающие процедуры, а целый комплекс мероприятий, осуществляемых в повседневной жизни.

Это соблюдение воздушного режима, регулярное проветривание помещений, поддержание температуры воздуха в пределах нормы.

Сюда входит и одежда детей, обеспечивающая тепловой комфорт. Легкое платье с короткими рукавами и носки как постоянная одежда допустимы при температуре воздуха в помещении не ниже 23 °С.

При более низких температурах (18—22 °С) дети младшего дошкольного возраста должны быть в колготах, старшего — в гольфах.

Проведение физкультурных занятий в спортивной форме при температуре воздуха 17—18 °С, общие воздушные ванны длительностью 3—5 минут (во время переодевания ко сну) — вот каждодневное закаливание воздухом.

Его эффективно дополняют обязательные прогулки в любую погоду в одежде, не стесняющей активную деятельность. К ним следует еще добавить физкультурные занятия на воздухе.

Закаливающий эффект дают ежедневные водные процедуры, если дети приучены по утрам мыть руки до локтя, уши, шею, верхнюю часть груди, а перед ночным сном умываться, мыть ноги или лучше — принимать душ.

Закаливание должно быть комплексным: желательно, чтобы замечательная триада — солнце, воздух и вода — работала в единстве. Если ребенка приучают только к холодной воде — это не значит, что сквозняков или холодного воздуха он перестанет бояться.

Медицинских противопоказаний закаливанию нет, только острые лихорадочные заболевания. Глубоко ошибочно мнение, что закаливающие процедуры вредны ослабленным детям. Задача состоит в правильном подборе и дозировании этих процедур индивидуально для каждого ребенка.

Закаливание детей дошкольного возраста: таблица контроля

Чтобы правильно регулировать применение закаливающих мероприятий, необходимо ежедневно внимательно наблюдать за поведением и общим состоянием ребенка.

Таблица контроля, которую родители должны вести при закаливании детей дошкольного возраста, выглядит следующим образом:

Показатели

Оценка

Настроение

а) жизнерадостное, спокойное — ребенок адекватно реагирует на окружающее, у него преобладает положительная эмоциональная настроенность;
б) неустойчивое — ребенок повышенно возбудим, часто немотивированный смех сменяется беспричинным плачем;
в) подавленное, раздражительное — ребенок все­гда грустен, часто плачет, не участвует в играх

Самочувствие

а) бодрое — ребенок всегда готов к действию, активно участвует во всех играх и занятиях;
б) временная слабость — в середине игры или занятий ребенок становится вялым, апатичным, стремится к уединению, а через некоторое время вновь включается в общие игры;
в) постоянная слабость — ребенок всегда вял и апатичен, избегает подвижных игр, стремится к уединению

Утомляемость

а) нормальная — к концу бодрствования наблюдается умеренная усталость ребенка;
б) повышенная — в начале бодрствования ребенок проявляет интерес к занятиям и активно играет, но не выдерживает режима, уединяется и засыпает до наступления времени сна;
в) сильная — ребенок ничем не интересуется, часто плачет, не может сосредоточиться ни на каком занятии

Аппетит

а) хороший — ест все предлагаемые блюда в нормальном количестве, сосредоточен во время еды;
б) пониженный, избирательный — ест только лю­бимые блюда, медленно, долго рассматривает пищу, легко отвлекается;
в) отсутствует — отказывается есть самостоятельно, легко отвлекается посторонними предметами, играет прибором, хлебом и другой пищей

Сон

а)  спокойный, глубокий — засыпает быстро (через 5-10 минут), во время сна наблюдается полное расслабление скелетной мускулатуры, ребенок не пробуждается под действием средней силы раздражителей (звук, свет, касание);
б)  беспокойный, поверхностный — ребенок долго не засыпает после укладывания (до 40 минут и более), иногда перед сном повышенно возбужден, во время сна наблюдаются различные подергивания, сосательные движения губами, часто ворочается, легко пробуждается от слабых раздражителей

Ориентируясь на поведение ребенка по показателям, представленным в таблице, можно индивидуально подбирать закаливающие процедуры, устанавливать их силу и продолжительность.

Например, у ребенка замечены признаки неустойчивого или даже подавленного настроения, снижение аппетита, появление слабости и утомляемости в обычных играх, ухудшение сна.

Исключив заболевание, можно предположить, что причиной такого состояния является избыток каких-либо возбуждающих факторов (солнечное облучение и др.).

Эти факторы по возможности устраняются или ограничиваются, увеличиваются периоды спокойной игры на свежем воздухе, дневной сон тоже обязательно проводится на свежем воздухе (особенно зимой), возбуждающие процедуры заменяются успокаивающими.

Показателями правильного проведения закаливания и его положительных результатов являются: крепкий сон, хороший аппетит, улучшение самочувствия, повышение работоспособности и др.

Периодическая врачебная оценка нервно-психического и физического развития детей путем сравнения с возрастными нормами является основным критерием для суждения о рациональности организации закаливающих мероприятий.

Задачи закаливания детей дома и с чего начать

Если вы хотите, чтобы ваш маленький человечек был сильным и здоровым, полным энергии и чтобы ему легко все удавалось — ведите здоровый образ жизни и закаляйтесь! И приобщайте к спорту вашего малыша! Но результат не заставит себя ждать — простуда будет обходить вас и ваших детей стороной!

Закаливание — это не разовая процедура, это образ жизни вашего ребенка и ваш.

Когда здоровьем занимаются два раза в день, это приводит к самым неприятным последствиям. И вот ребенок, привыкший к тому, что его кутают, оказывается облитым холодной водой. Или просто раздетым. Ни к чему, кроме простуды, такое «закаливание» привести не может.

О здоровье ребенка, его иммунитете надо помнить постоянно. И пользоваться любой возможностью для пребывания на свежем воздухе, проведения водных процедур, физических упражнений.

Тепло в комнате — не одевайте ребенка «на всякий случай». Здоровый ребенок двигается, обмен у него идет быстро, и 18—22 °С для него — комфортная температура, не требующая дополнительной одежды.

Не волнуйтесь, ваш ребенок даст вам понять, что он замерз. Он начнет плакать, прохладными станут не только его ладошки и ступни, но и икры с запястьями. Это — сигнал, что ребенка пора одеть.

Умываете ребенка — плесните на личико прохладной водой. Купаете — попробуйте под конец купания добавить холодной воды. Постепенно разрешите ребенку ходить босиком по дому и пить прохладное молоко — и вы увидите, что если он не болен, ничего страшного не происходит.

Если ребенок раскрывается во сне, а в комнате не холодно — не укрывайте его, он и спать будет лучше, и здоровья у него прибавится.

Закаляя детей дошкольного возраста, вы формируете характер ребенка, ставя перед ним и собой конкретные задачи:

  • Повысить стойкость организма в борьбе с заболеваниями
  • Научиться чувствовать себя хорошо в различных меняющихся условиях
  • Воспитать потребность в свежем воздухе
  • Научиться не бояться холодной воды и других факторов закаливания
  • Воспитать умение преодолевать трудности

Защитные силы организма надо тренировать, и тогда они будут успешно выполнять свои функции.

Пройтись босиком по снегу, искупаться в холодной реке — это не просто закаливающие организм процедуры. Они возвращают к утерянной близости с природой, дают почувствовать себя ее частью.

И если с самого детства человек будет «на короткой ноге» с природными факторами, то в будущем ему, вероятно, не придется доказывать важность экологически грамотных взаимоотношений со своим родным домом — окружающей его природой. В какой-то степени он уже будет подсознательно экологически грамотным.

Перед тем как начинать правильно закаливать детей в домашних условиях, проконсультируйтесь с педиатром и не забывайте, что закаливание — это составная часть формирования экологического мышления, не позволяющая развивающемуся сознанию превращать природу просто в агрессивную «окружающую среду».

Однако не следует превращать закаливание в набор механически исполняемых процедур, даже ежедневных. Пусть это будет образом жизни и способом общения с природой.