x
Иммунология

Иммунитет: общие сведения, становление и развитие

Основные свойства и механизмы системы врожденного и приобретенного иммунитета человека давно не являются предметом споров в научной иммунологии.

Все виды и факторы эволюции защитной системы организма изучены достаточно основательно, этой теме посвящен не один десяток фундаментальных трудов.

Пунктами дальнейшего изучения остаются не столько характеристики, сколько становление и развитие иммунитета у детей в условиях нынешней реальности, когда окружающий мир кардинально меняется при активном влиянии человеческой деятельности.

Иммунитет как «телохранитель» организма

Нормальное состояние внутренней среды организма является залогом правильного функционирования клеток, не общающихся напрямую с внешним миром. А такие клетки образуют большинство наших внутренних органов.

Внутреннюю среду составляют межклеточная (тканевая) жидкость, кровь и лимфа, а их состав и свойства во многом контролирует иммунная система.

Трудно найти человека, который не слышал бы слово «иммунитет». Что же это такое, каковы его виды и как он развивается? Перед тем как знакомить вас с общими сведениями, для начала разберемся с определением.

Назвав иммунитет «телохранителем» организма, мы дадим, пожалуй, самое простое объяснение этому термину.

Иммунитет (от лат. immunitas — освобождение, избавление) — защита организма от внешних и внутренних биологически активных агентов (антигенов), направленная на сохранение постоянства внутренней среды (гомеостаза) организма.

Другими словами, это невосприимчивость организма к инфекционным агентам и веществам, обладающим антигенными свойствами.

Система иммунитета неустанно следит, чтобы в организм не пробрался чужак, причем делает это на генетическом уровне.

Антигены — общее название чужеродных для организма агентов и веществ.

Ими могут быть продукты жизнедеятельности микроорганизмов — возбудителей различных заболеваний, ядовитые соединения растительного и животного происхождения, погибшие или переродившиеся клетки самого организма и другие вещества.

По отношению к антигену система иммунитета действует из принципа «найти и уничтожить».

В жизни нас окружает бесчисленное множество не видимых простым глазом микроорганизмов, многие из которых очень опасны для организма. Поражают масштабы их воспроизводства.

Одна бактерия в течение 1 ч порождает 8 себе подобных особей, через 2 ч их образуется уже 64, через 24 ч — 4 772 триллиона.

При размножении в течение 1 года получилась бы масса бактерий, равная массе Солнца. Но в природе все находится в равновесии, и бесконтрольного увеличения числа микробов не происходит.

В нашем организме есть особые механизмы, препятствующие проникновению в него микробов и развитию инфекций.

Так, слизистые оболочки выполняют роль барьера, через который проходят далеко не все микробы, а выделяемые кожным эпителием и слизистыми оболочками вещества понижают активность микробов или полностью их инактивируют.

Одним из главных механизмов сопротивления является иммунная система.

Основные свойства системы врожденного иммунитета

Само название «неспецифическая система защиты от инфекций» говорит о том, что компоненты этой системы не обладают специфическим действием по отношению к различным видам возбудителей.

В основе неспецифической системы защиты лежит естественная невосприимчивость организма к инфекционному агенту.

Неспецифическую защиту организма от инфекций обеспечивает множество факторов. Так, первым препятствием на пути возбудителей инфекций становятся физиологические барьеры — кожа и слизистые оболочки.

Помимо механического действия проникновению инфекции через кожу и слизистые оболочки препятствует множество других факторов защиты: определенная pH (кислотность), вырабатываемые бактерицидные (т.е. убивающие микробов) вещества, сопротивляемость нормальной микрофлоры, заселяющей кожу и слизистые.

Постоянные направленные колебания ресничек бронхов удаляют чужеродные вещества и микроорганизмы, попадающие в дыхательные пути. Кислая среда желудка обезвреживает микробы, поступающие с пищей и питьем.

Неспецифическую защиту создают многие бактерицидные вещества, находящиеся в крови, слюне и межклеточном пространстве.

К факторам неспецифической защиты относятся фагоцитоз, система комплемента, лизоцим, интерферон. Они являются более древними механизмами защиты, и их относят к факторам врожденного иммунитета.

Фагоцитоз — процесс поглощения и переваривания антигенов специальными клетками — фагоцитами.

Фагоциты (в переводе на русский язык — «пожирающие») бросаются на пришельцев, поглощая и разрушая, микробы, ядовитые вещества и другие чужеродные для организма клетки, и ткани.

При этом погибают и сами фагоциты, высвобождая вещества (медиаторы), вызывающие местную воспалительную реакцию и привлекающие новые группы фагоцитов на борьбу с антигенами. К таким клеткам относятся клетки крови — нейтрофилы, моноциты и специальные тканевые клетки — макрофаги.

Впервые фагоциты — «подвижные клетки» открыл в 1882 году И.И. Мечников, когда проводил опыт, вводя в тело личинок морских звезд шип от розы. Он увидел, как занозу быстро окружают клетки и пытаются ее уничтожить.

Этот процесс был назван И.И. Мечниковым фагоцитозом, а клетки, осуществляющие эту функцию, — фагоцитами. Установлено, что один фагоцит может захватить 15— 20 бактерий.

Если он поглощает больше микробов, чем может их переварить, то клетка гибнет. Смесь погибших и живых фагоцитов и бактерий называется гноем.

У новорожденных детей значительно снижена активность завершающей фазы фагоцитоза, во время которой происходит переваривание и полное уничтожение возбудителя.

У детей могут наблюдаться первичные (врожденные) и вторичные (приобретенные) дефекты фагоцитоза.

Обычно дефекты фагоцитарных реакций проявляются увеличением лимфатических узлов, частыми кожными и легочными инфекциями, остеомиелитом и др.

При этом особенно высока склонность детей к заболеваниям, вызванным стафилококком, кишечной палочкой, грибками (молочница).

Вторичное нарушение фагоцитоза (приобретенное) развивается на фоне медикаментозной терапии и некоторых других воздействий.

Комплемент — система веществ (белков) крови, основной функцией которых является разрушение вирусных частиц, бактерий, паразитов и опухолевых клеток. Активность этой системы у новорожденных низкая, но в первую неделю быстро возрастает и к 1-му месяцу жизни не отличается от уровня у взрослого.

Важная роль в системе этой защиты принадлежит лизоциму. Это фермент, разрушающий оболочки бактерий. Он содержится в слезах, слюне, крови, слизистых оболочках дыхательных путей, кишечника и в различных тканях организма.

У человека наиболее богаты лизоцимом лейкоциты и слезы, менее — слюна и плазма крови. Он играет важную роль в развитии местного иммунитета.

Содержание лизоцима в сыворотке крови новорожденного ребенка достаточно высокое и превышает уровень у взрослого человека. Дополнительные количества лизоцима новорожденный ребенок получает с грудным молоком.

Интерферон — белок, обладающий противовирусным свойством. Интерферон способны вырабатывать практически все клетки, но наиболее активно — лейкоциты.

После рождения отмечается высокий уровень образования интерферона, но к первому году жизни он снижается, а максимально повышается к 12—18 годам.

Такая особенность возрастной динамики образования интерферона является одной из причин повышенной восприимчивости детей раннего возраста к вирусной инфекции и ее более тяжелого течения, особенно острой респираторной инфекции.

Интерферон подавляет размножение большинства вирусов и некоторых внутриклеточных возбудителей (токсоплазма, микоплазма и др.). Его образование в организме идет параллельно с размножением вирусов, причем он активнее образуется при температуре выше 37,5 °С.

Если у ребенка температура тела не превышает 38,5 °С, то снижать ее нецелесообразно.

У новорожденных детей активность большинства факторов неспецифической защиты снижена.

Так, кожа новорожденных тонкая, структура ее незрелая, pH недостаточная, вследствие чего кожные покровы имеют повышенную проницаемость и восприимчивость к инфекциям. Особенности строения кожи новорожденных определяют особые меры ухода за ней и строгое соблюдение правил гигиены.

У новорожденных защитная функция всех слизистых оболочек снижена, для них характерна высокая проницаемость и низкая активность бактерицидных веществ.

Недостаточная кислотность желудочной среды и высокая проницаемость кишечной стенки определяют недостаточную сопротивляемость новорожденных к возбудителям инфекций и токсинам, попавшим с едой и питьем.

Однако природа предусмотрела для новорожденных детей прекрасную защиту — грудное вскармливание, в полной мере являющееся профилактикой кишечных инфекций.

Учитывая повышенную восприимчивость новорожденных детей к кишечным инфекциям, очень важным является строгое соблюдение асептических условий при искусственном вскармливании (стерилизация бутылочек, использование свежеприготовленной смеси, употребление специальной детской или кипяченой воды), а также правильное хранение сцеженного грудного молока при его использовании.

Неспецифические механизмы защиты:

  • Непроницаемость нормальных кожных и слизистых покровов для большинства микроорганизмов
  • Наличие в кожных секретах и кислом содержимом желудка веществ, неблагоприятно воздействующих на микроорганизмы
  • Присутствие в жидкостях организма (в крови, слюне, слезах и пр.) специальных ферментных систем, разрушающих микроорганизмы (например, лизоцима)

Какие органы отвечают за иммунитет человека

К иммунной системе относятся органы, ткани и клетки, обеспечивающие специфическую защиту организма от чужеродных агентов. Реакции иммунной системы обладают высокой специфичностью, т.е. иммунная система распознает конкретный антиген и воздействует на него с помощью специально направленных реакций.

Иммунная система человека включает центральные органы — костный мозг и вилочковую железу (тимус) — и периферические — селезенку, лимфатические узлы, лимфатические фолликулы желудочно-кишечного тракта.

Эти органы вырабатывают несколько типов клеток, которые и осуществляют надзор за постоянством клеточного и антигенного состава внутренней среды. В центральных органах происходит созревание лимфоцитов.

Костный мозг. Все клетки иммунной системы происходят из стволовых клеток костного мозга, которые дифференцируются на лимфоциты, гранулоциты, моноциты и эритроциты.

В костном мозге происходит раннее созревание и дифференцировка В-лимфоцитов. Уменьшение количества стволовых клеток и нарушение их дифференцировки приводит к иммунодефицитам.

Лимфоузлы — периферические органы иммунной системы, расположенные по ходу лимфатических сосудов. Они задерживают токсины, попадающие в организм, и предотвращают их распространение.

Селезенка — задерживает токсические вещества, циркулирующие в крови.

Иммунная защита организма осуществляется двумя способами — специфическими клеточными механизмами и гуморальными.

Тимус как центральный орган иммунитета

Вилочковая железа (тимус) расположена за верхней частью грудины и является центральным органом иммунитета человека. В вилочковой железе созревают основные клетки, обеспечивающие иммунную защиту организма, — лимфоциты.

Вилочковую железу еще зобной железой. Она, как и костный мозг, является центральным органом иммуногенеза (формирования иммунитета).

Тимус располагается непосредственно за грудиной и состоит из двух долей (правой и левой), соединенных рыхлой клетчаткой. Тимус формируется раньше других органов иммунной системы, масса его у новорожденных 13 г, наибольшую массу (около 30 г) тимус имеет у детей 6—15 лет.

Затем он претерпевает обратное развитие (возрастную инволюцию) и у взрослых почти полностью замещается жировой клетчаткой. С деятельностью тимуса связан период наиболее интенсивного роста организма.

В тимусе находятся малые лимфоциты (тимоциты). Определяющая роль тимуса в формировании иммунной системы стала ясна из опытов, проведенных австралийским ученым Д. Миллером в 1961 г.

Он установил, что удаление тимуса у новорожденных мышей приводит к снижению выработки антител и увеличению продолжительности жизни пересаженной ткани.

Эти факты указывали на то, что тимус принимает участие в двух формах иммунного ответа: в реакциях гуморального типа (выработке антител) и в реакциях клеточного типа — отторжении (отмирании) пересаженной чужеродной ткани (трансплантата), которые происходят при участии разных классов лимфоцитов.

За выработку антител ответственны так называемые В-лимфоциты, за реакции отторжения трансплантата — Т-лимфоциты. Т- и В-лимфоциты образуются путем различных превращений стволовых клеток костного мозга.

Проникая из него в тимус, стволовая клетка превращается под влиянием гормонов этого органа сначала в так называемый тимоцит, а затем, попадая в селезенку или лимфатические узлы, — в иммунологически активный Т-лимфоцит. Превращение стволовой клетки в В-лимфоцит происходит в костном мозге.

В вилочковой железе наряду с образованием из стволовых клеток костного мозга Т-лимфоцитов продуцируются гормональные факторы — тимозин и тимопоэтин — гормоны, обеспечивающие дифференцировку (различность) Т-лимфоцитов и играющие определенную роль в клеточных иммунных реакциях.

Имеются также сведения, что гормоны обеспечивают синтез (построение) некоторых клеточных рецепторов.

Случается, что вилочковая железа у ребенка увеличивается. Обычно это наблюдается у малышей до 3 лет, часто болеющих простудными заболеваниями.

Как правило, у таких детей при обследовании выявляется незрелость того или иного звена иммунитета: снижена выработка иммуноглобулинов, неправильно происходят иммунные реакции.

К незрелости иммунитета ведут различные причины: это может быть и неблагоприятно протекавшая беременность, и недоношенность, и ранний отказ от грудного вскармливания, тяжелые инфекционные заболевания, генетические факторы (частая заболеваемость родителей в раннем детстве).

Тимомегалия у таких детей является приспособительной реакцией организма. Такой ребенок обязательно должен наблюдаться иммунологом. Необходим также индивидуальный подход при проведении профилактических прививок и в случае необходимости различных операций.

Довольно часто дети начинают болеть, начиная посещать детский сад, школу. В первые полгода-год ребенок может болеть ОРВИ или детскими инфекциями 1 раз в 1—2 месяца.

Это естественный процесс «тренинга» иммунитета после ограниченного количества домашних контактов. Необходимо набраться терпения и выждать время, пока иммунитет ребенка «дозреет». Иногда даже следует отложить посещение детского сада до следующего года, особенно если после ОРВИ возникли тяжелые осложнения (бронхит, синусит, пневмония и др.).

Клеточный иммунный ответ

Клеточный иммунный ответ обеспечивают Т-лимфоциты.

Т-лимфоциты участвуют в иммунных реакциях по двум направлениям, с одной стороны, помогают В-лимфоцитам опознать чужеродный фактор (антиген) и стимулировать их к выработке сложных молекул антител, а с другой стороны, Т-лимфоциты после антигенной активации способны сами растворять или уничтожать другие субстанции напрямую.

При первой встрече с антигеном в Т-лимфоцитах происходят сложные реакции, называемые сенсибилизацией. В результате этих реакций Т-лимфоциты приобретают способность отличать этот антиген от множества других чужеродных веществ и осуществлять четко направленную реакцию именно на этот антиген.

При взаимодействии антигена с лимфоцитом образуются два вида Т-лимфоцитов: Т-лимфоциты-киллеры и Т-клетки памяти. Т-лифоциты-киллеры разрушают чужеродные агенты, а клетки памяти хранят информацию о конкретном антигене и «патрулируют» организм, чтобы в случае повторного попадания данного антигена ускорить специфический ответ иммунной системы.

Особенностью новорожденных детей является наличие большого процента так называемых невинных лимфоцитов, т.е. необученных лимфоцитов, которые еще не встречались с антигенами (не сенсибилизированы).

Другой особенностью клеточного иммунитета новорожденных детей является сниженная киллерная активность Т-лимфоцитов. Полноценной реакции лимфоцитов на антигены мешает и избыточный уровень Т-лимфоцитов-супрессоров — клеток, которые подавляют иммунный ответ.

Такие особенности клеточного иммунитета необходимы для нормального развития плода во внутриутробном периоде в условиях постоянного взаимодействия с клетками и веществами материнского организма, а также для предотвращения чрезмерной реакции иммунной системы в ответ на высокую антигенную стимуляцию после рождения ребенка.

С другой стороны, эти же особенности клеточного иммунитета новорожденного ребенка приводят к недостаточности иммунного ответа в ответ на вторжение инфекции.

Гуморальный иммунный ответ

Гуморальный иммунный ответ осуществляется через жидкие среды организма — кровь, лимфу, межклеточную жидкость.

Основными факторами гуморального иммунного ответа являются специфические белки — антитела, которые синтезируются В-лимфоцитами. Антитела (они же иммуноглобулины) взаимодействуют с определенными антигенами и связывают их.

Антитела нейтрализуют активность ядов, микробов, делают их более доступными для фагоцитов. После этого подключаются другие звенья иммунитета (система комплемента), и происходит разрушение опасных микробов и веществ.

Команду о начале синтеза антител В-лимфоцитам передают другие клетки иммунной системы: Т-лимфоциты и макрофаги встречаются с чужеродным агентом и затем информируют В-лимфоцит о конкретной структуре антигена, после чего В-лимфоцит начинает синтезировать специфические антитела.

Иммуноглобулины человека разнообразны и представлены 5 классами (А, М, G, Е, D) и несколькими подклассами.

Наиболее высоко содержание IgG, которое составляет около 70% общего количества иммуноглобулинов. На втором месте находится IgA, содержание которого доходит до 20%. На долю остальных иммуноглобулинов приходится не более 10%.

Иммуноглобулины появляются в крови в разные возрастные периоды и в разные сроки достигают уровней взрослого человека.

В состав IgG входят антитела, защищающие от многих вирусов (кори, оспы, бешенства и др.) и бактериальных инфекций, антитоксины (дифтерийный, стафилококковый и др.). Они нейтрализируют вирус.

Подклассы IgG и их соотношения с другими иммуноглобулинами могут быть свидетелями иммунной компетенции.

Так, дефицит IgG2 может быть связан дефицитом IgA, а повышение концентрации IgGA для многих детей отражает вероятность аллергии, но иного типа, чем классическая, обусловленная синтезом IgE.

  • IgM— защищает от некоторых инфекций (сальмонеллез, брюшной тиф и др.) и вирусов. В его состав входят антитела против ревматоидного фактора и др.
  • IgA бывает сыровороточным и секреторным, т.е. находится в сыворотке крови и секреторном отделяемом клеток. Роль сывороточного IgA изучена недостаточно. Он является основным источником для секреторного IgA (слизистых дыхательных путей, пищеварительной системы и др.), препятствующего внедрению болезнетворных агентов в организм (первая линия защиты организма от инфицирования).
  • IgD мало известен. Он обнаруживается в тканях миндалин и аденоидов, что позволяет предположить его роль в местном иммунитете. Установлено, что он активирует комплемент и обладает антивирусной инфекцией. Интерес к нему возрастает, так как выявлен его высокий уровень при острой лихорадке по типу ревматической (увеличение лимфоцитов, боли в мышцах, суставах и др.).
  • IgЕ свидетельствует об аллергических реакциях немедленного типа. Он нередко встречается у детей с иммунными нарушениями и при паразитарных болезнях (гельминтозах, лямблиозе).

Физиологические особенности иммунитета у детей раннего возраста определяют повышенную чувствительность их к инфекционным факторам среды и аллергенной экспозиции.

Чувствительность к последней обусловлена в первую очередь нарушением питания беременной женщины и кормящей матери и нерациональным вскармливанием ребенка.

Эго требует правильного ухода за детьми и профилактики их заболеваний (уменьшить риск контакта с инфекциями, индивидуальное или малогрупповое воспитание, контроль за качеством продуктов и их переносимостью по проявлениям аллергических реакций).

Действия иммуноглобулинов:

  • IgG — обеспечивает защиту от вирусов и бактериальных инфекций
  • IgM — защищает от бактерий брюшного тифа, вирусов
  • IgA, IgD — активизирует местный иммунитет
  • IgE — усиливает фагоцитоз, участвует в аллергических реакциях

При первой встрече с антигеном образуются иммуноглобулины класса М (IgM). Через 4-5 дней начинают образовываться иммуноглобулины класса G(IgG).

Иммуноглобулины класса менее специфичны, но более эффективны для нейтрализации антигенов, чем IgG, поэтому IgM являются первой линией специфической гуморальной защиты.

У новорожденного ребенка IgM в крови обнаруживаются в очень низких концентрациях (эти антитела не проходят через плаценту, способность к их синтезу у новорожденных снижена).

В течение 1—2-го года жизни, по мере того как ребенок встречается с разнообразными антигенами, количество антител класса у него повышается.

Уровень антител класса Су новорожденного соответствует материнскому, так как эти иммуноглобулины проникают через плаценту; таким образом обеспечивается передача гуморального иммунитета от матери к плоду.

Иммуноглобулины G, циркулирующие в крови матери, обладают специфичностью ко многим инфекциям, с которыми встречалась мама на протяжении своей жизни, поэтому плоду с помощью IgG передается мощная защита от большинства распространенных токсинов, вирусов и бактерий (респираторных инфекций, некоторых кишечных инфекций, кори, краснухи, ветряной оспы, цитомегаловируса, герпеса и др.).

IgG от всех инфекций, которыми болела мама, будут переданы ее ребенку. Иммуноглобулины класса (/передаются малышу и через грудное молоко, тем самым обеспечивая дополнительную иммунную защиту при грудном вскармливании.

У недоношенного ребенка уровень иммуноглобулинов значительно ниже, так как наиболее активный трансплацентарный переход иммуноглобулинов осуществляется на последних неделях беременности.

В связи с этим противоинфекционная защита у недоношенных детей (особенно родившихся до 32-й недели) значительно более слабая, чем у новорожденных, родившихся в срок.

В первые полгода концентрация IgGb крови здоровых доношенных детей постепенно снижается, достигая к 6—7 месяцам минимальных значений, что связано с разрушением материнских антител, потерю которых не может восполнить еще недостаточно активный собственный уровень их синтеза.

Данное обстоятельство определяет повышенную чувствительность к инфекционным заболеваниям и частую заболеваемость ОРВИ детей в возрасте от 6 месяцев до 2 лет.

Необходимо подчеркнуть, что процессы, происходящие в организме ребенка в это время, а именно разрушение антител, переданных через плаценту, имеют первостепенное значение даже при сохранении грудного вскармливания в этот период.

Грудное вскармливание на этом этапе уже не имеет определяющего значения для формирования иммунной зашиты, из грудного молока антител поступает гораздо меньше. Однако у ребенка вырабатывается свой иммунитет, который зависит от условий ухода, нормального питания в соответствии с возрастом и адекватной антигенной стимуляции.

Еще один класс иммуноглобулинов — класс А — синтезируется в подслизистом слое и остается на слизистой оболочке. Важной функцией секреторного IgA является местная защита всех слизистых оболочек от чужеродных агентов и вторжения инфекции.

Секреторные IgA содержатся в слюне, слезах, секретах слизистой носа и бронхов, слизистой кишечника и др. Они связывают микроорганизмы, предотвращая прикрепление их к слизистой оболочке пищеварительного тракта, и обладают выраженным бактерицидным действием.

Уровень секреторного IgA у новорожденных и детей 1-го года жизни очень низкий. Его нарастание происходит к 2 годам. Таким низким содержанием иммуноглобулинов у детей первого года жизни можно объяснить легкую восприимчивость их к различным заболеваниям.

С увеличением контакта между детьми на 2-м году жизни, на фоне низкого уровня иммуноглобулинов в этот период, наблюдается особенно высокая их заболеваемость. Повышение иммуноглобулинов к 5 годам совпадает со снижением заболеваемости в этот период и более легким и доброкачественным течением многих инфекций.

Богатым источником секреторного IgA является грудное молоко, особенно молозиво.

Благодаря этому обеспечивается высокая защита детей первых месяцев жизни при естественном вскармливании. Самостоятельный синтез IgA в самом раннем возрасте недостаточен для полноценной защиты.

Поступление IgA с молозивом и грудным молоком способствует заселению кишечника благоприятной микрофлорой и обеспечивает дополнительной защитой от кишечных инфекций, компенсируя незрелость общего и местного иммунитета детей первых месяцев жизни, позволяя благополучно миновать возраст критического или пограничного состояния иммунной системы.

Таким образом, незрелость многих звеньев противоинфекционной защиты организма новорожденного ребенка компенсируется пассивной передачей иммуноглобулинов через плаценту (IgG) и грудное молоко (IgG, IgA).

Естественный местный иммунитет:

  • Барьерные свойства покровных тканей
  • Нормальная микрофлора кишечника
  • Фагоцитоз

Приобретенный местный иммунитет:

  • Секреторный IgA
  • Сенсибилизированные лимфоциты, устойчивые к повреждающему агенту

Периоды становления и развития иммунитета у детей

Развитие иммунной системы является генетически запрограммированным процессом.

Процесс развития и созревания начинается внутриутробно, но наиболее мощный стимул к развитию иммунная система получает после рождения ребенка в результате воздействия значительной антигенной стимулядии.

В первую очередь в этой роли выступают микроорганизмы, заселяющие кожу, верхние дыхательные пути и желудочно-кишечный тракт. Поэтому имеет большое значение первоначальное заселение слизистых оболочек ребенка благоприятной флорой.

Очень важно для этого наличие здоровой флоры в материнских родовых путях. Дисбактериозы влагалища, имеющиеся у матери, неблагоприятны для формирования микрофлоры у новорожденного ребенка.

Поэтому во время беременности обязательно нужно лечить такие состояния.

Послеродовой контакт матери и ребенка «кожа к коже» и, конечно же, получение капель молозива крайне важны для развития нормальной флоры у новорожденного.

Молозиво, образующееся в течение первых дней лактации, является очень ценным питанием для малыша: оно богато необходимыми питательными веществами, гормонами, витаминами, факторами роста, иммунноглобулинами и многими другими факторами противоинфекционной защиты.

Если ребенок не получил молозива, но в последующем грудное вскармливание налажено, то малыш получит все необходимые компоненты.

Возрастная незрелость специфической и неспецифической защиты ребенка первых лет жизни определяет высокую восприимчивость его к инфекционным агентам и их токсинам.

Это проявляется более легким возникновением инфекционного заболевания, более тяжелым его течением, большим риском развития осложнений и генерализации инфекции (т.е. вовлечения в нее многих систем организма).

Особенно беззащитными по отношению к инфекциям являются недоношенные дети, вследствие выраженной незрелости всего организма, в том числе иммунитета, а также недостаточной трансплацентарной передачи антител от матери.

Очень важным для правильного формирования иммунитета у новорожденного ребенка является поддержание здоровья у будущей мамы.

Заболевания матери инфекциями, передающимися половым путем, осложнения беременности, вредные привычки (в том числе курение) неблагоприятно сказываются на формировании иммунитета у плода и будущего ребенка, приводя к его ослаблению и недостаточности.

Подобно другим системам, организация защитных факторов претерпевает возрастные изменения. Полностью система защитных факторов развивается к 15—16 годам.


Процесс созревания иммунной системы у ребенка характеризуется наличием критических периодов. Знание критических периодов становления иммунной системы делает понятным скачкообразный характер заболеваемости в различные периоды детства.

Первый критический период — это период новорожденности (первые 29 дней жизни), когда иммунная система находится в состоянии физиологической депрессии, носит пассивный характер (за счет материнских антител) с неразвитой системой фагоцитоза (клеточного захвата и уничтожения микробной флоры).

Ребенок проявляет слабую устойчивость к условно-патогенной, гноеродной, грамотрицательной микрофлоре, некоторым вирусам. Имеется склонность к генерализации микробно-воспалительного процесса, септическим состояниям.

Второй критический период (3—6 мес.) характеризуется ослаблением пассивного гуморального иммунитета в связи с уменьшением материнских антител.

На большинство антигенов развивается активный первичный иммунный ответ с преимущественным образованием антител класса IgM, не оставляющим иммунологической памяти.

Такой тип иммунного ответа наблюдается при вакцинации против столбняка, дифтерии, коклюша, полиомиелита, кори, и только после 2—3 ревакцинаций формируется вторичный иммунный ответ с образованием антител класса IgG и стойкой иммунологической памяти.

Вакцинация может не повлечь иммунного ответа, если в крови детей еще циркулируют материнские антитела или дети по показаниям получали препараты крови, гамма-глобулин, плазму.

Проявляется недостаточность системы местного иммунитета (дефицит IgA), что выражается в повторных острых респираторных вирусных инфекциях. В этот период проявляются многие наследственные иммунодефициты; нарастает частота пищевой аллергии.

Третий критический период приходится на второй год жизни, когда значительно расширяются контакты ребенка с внешним миром.

Иммунная система полноценно функционирует, активируется функция лимфоцитов, появляются значительные количества IgG, и начинает формироваться собственный долговременный иммунитет.

Однако по-прежнему сохраняется дефицит местных защитных факторов, что проявляется в сохранении высокой восприимчивости к бактериальным и вирусным возбудителям.

Первые три критических периода характеризуются низкой сопротивляемостью по отношению к инфекциям. Острые тонзиллиты у детей первых двух лет жизни на 80% связаны с вирусами, а среди бактериальных возбудителей преобладает стафилококк.

Аденоидиты и тонзиллиты носят рецидивирующий характер. Бактериальная и вирусная инфекции ведут к гиперплазии (разрастанию) небных и глоточной миндалин.

В эти периоды происходит постепенное формирование так называемого лимфоглоточного кольца, состоящего из небных, трубных (глоточных), носоглоточной и язычной миндалин, играющих роль защитного барьера от инфекций за счет местного иммунитета.

Четвертый критический период — 4—6-й годы жизни. Синтез антител, исключая IgA, достигает величин, характерных для взрослых; одновременно повышается содержание IgE.

Система местного иммунитета у большинства детей еще полностью не сформировалась, поэтому активность факторов местной защиты остается низкой. В этот период проявляются поздние наследственные дефекты иммунной системы.

Пятый критический период — подростковый возраст (у девочек с 12—13 лет, у мальчиков с 14—15 лет). Пубертатный скачок роста сочетается с уменьшением массы лимфоидных органов. Половые гормоны, синтезируемые в этот период, угнетают иммунные реакции.

Как следствие возможно развитие аутоиммунных и лимфопролиферативных заболеваний, также повышается восприимчивость к микробам. У детей до 12-15 лет специфическая защита слизистых оболочек дыхательных путей определяется в первую очередь секреторным (местным) иммунитетом.

Нарастает воздействие на иммунную систему экзогенных факторов, например курения.

Отклонения в развитии иммунной системы чаще всего проявляются как поздний иммунологический старт.

Его причинами служат следующие факторы:

  • Низкая масса тела при рождении
  • Внутриутробное инфицирование вирусами цитомегалии, Эпстайна — Барр, герпеса
  • Гипербилирубинемия
  • Малые наследственные аномалии иммунитета (дефицит IgA, отдельных субклассов IgG, отдельных компонентов системы комплемента, интерферона, дефекты хемотаксиса фагоцитов и др.)
  • Экзогенные влияния (введение гамма-глобулина без достаточных на то оснований, игнорирование профилактики рахита, длительное применение кортикостероидов, воздействия диоксинов и фенолов атмосферного воздуха и др.)

Повторные инфекции (острые респираторные вирусные заболевания и др.) также вызывают вторичную депрессию иммунной системы.

Активно и пассивно приобретенный естественный и искусственный иммунитет

Различают естественный и искусственный иммунитет. Естественный иммунитет может быть врожденным и приобретенным, причем как активно, так и пассивно.

Врожденный иммунитет обусловлен наследственно закрепленными особенностями организма. Человек уже с рождения невосприимчив ко многим болезням. Такой иммунитет называют врожденным. Например, люди не болеют чумой животных, потому что у них в крови уже содержатся готовые антитела.

Врожденный иммунитет передается по наследству от родителей. Организм получает антитела от матери через плаценту или с материнским молоком.

Поэтому часто у детей, находящихся на искусственном вскармливании, ослаблен иммунитет. Они больше подвержены инфекционным заболеваниям. Врожденный иммунитет сохраняется всю жизнь, но он может быть преодолен, если дозы заражающего агента увеличатся или ослабеют защитные функции организма.

Естественный приобретенный иммунитет возникает после перенесенного заболевания. Переболев один раз, люди приобретают невосприимчивость к возбудителю.

Такой иммунитет может сохраняться десятки лет. Например, после кори остается пожизненный иммунитет.

Но при других инфекциях, например при гриппе, ангине, иммунитет сохраняется относительно недолго, и человек может перенести эти заболевания несколько раз в течение жизни.

Искусственный (приобретенный) иммунитет может быть активным и пассивным. Активный искусственный иммунитет формируется в результате введения вакцины, которая содержит ослабленных или убитых возбудителей инфекции (антигены).

В этом случае организм активно участвует в выработке собственных антител, и такой иммунитет остается на длительное время.

Антитела, которые образовались в результате подобной иммунной стимуляции, могут сохраняться всю жизнь, делая человека устойчивым к повторным контактам, например к ветряной оспе, инфекционному паротиту, краснухе. На этом эффекте основана вся программа вакцинирования населения.

Приобретенный пассивный иммунитет развивается при введении в организм уже готовых антител, которые содержатся в сыворотках. Это происходит, когда заболевшему человеку вводят сыворотку крови переболевших людей или животных

Активный иммунитет формируется не сразу, держится долго, пассивный развивается сразу, но сохраняется недолго.

Соответственно активный иммунитет (вакцины) используется для профилактики, а пассивный (сыворотки с антителами) — для лечения инфекционных заболеваний.

Инфекционный иммунитет всегда конкретен или, другими словами, специфичен. Он направлен только против определенного возбудителя и не распространяется на прочих.

Формирование специфического иммунитета после вакцинации

Эре вакцинации — 200 лет. Основоположник прививания от оспы, английский врач Эдуард Дженнер ничего не знал о механизмах иммунитета, но установил, что доярки, переболев коровьей оспой, «черной» не болеют.

С помощью созданной им вакцины человечество ликвидировало оспу. Его дело продолжил французский ученый Луи Пастер, создав вакцину от бешенства, также очень мало зная об иммунитете.

Невозможно себе представить, что будет, если прекратить вакцинацию. Современные родители просто не представляют себе, что 1-2 поколения назад их дети обязательно заболели бы корью, коклюшем, свинкой, а дифтерия, полиомиелит и туберкулез были бы нашими постоянными спутниками.

С помощью вакцинации происходит формирование специфического иммунитета без перенесения соответствующей инфекции.

Если вводят убитую или генно-инженерную вакцину (против коклюша, столбняка, дифтерии, гепатита В), прививки следует периодически повторять, чтобы поддерживать уровень антител.

Живые вакцины (против полиомиелита, кори, свинки, туберкулеза, краснухи) как бы воспроизводят сильно ослабленное заболевание, создавая стойкий иммунитет; повторные дозы этих вакцин вводят для того, чтобы обеспечить иммунитет детям, у которых первая доза вакцины по какой-либо причине не привилась.

Можно ли заменить вакцину «неспецифическими мерами защиты»? Нет, от «управляемых вакцинацией» инфекций не дадут защиты ни хорошее питание, ни закаливание, ни какие-то другие методы. При встрече с возбудителем ребенок имеет все шансы заболеть.

А болеют ли привитые? Да, у некоторых детей по той или иной причине иммунитет может оказаться недостаточным, такой ребенок заболеет.

Но болезнь будет проходить легко — это подтвердила недавняя эпидемия дифтерии: большинство привитых болели настолько легко, что им даже не требовалось вводить противодифтерийную сыворотку.